Впечатления от фильтра Optolong L-Pro clip EOS

Ранее я был владельцем фильтра Svbony CLS, который отлично работает в условиях сильной засветки, однако с ним трудно получить корректный баланс белого. Для съемки в пригороде мне потребовался слабый противозасветочный фильтр, аккуратно отсекающий свет натриевых и ртутных фонарей.

Современные технологии позволяют изготовить светофильтры с очень интересной полосой пропускания. Одним из таких фильтров, предназначенных для астрофотографии, является Optolong L-Pro. Он избирательно ослабляет свет натриевых (589 нм) и ртутных (578 и 435 нм) ламп, являющихся источниками городской засветки, и пропускает полезный сигнал от звёзд и туманностей.

Optolong L-Pro
Optolong L-Pro
Optolong L-Pro, заявленный график пропускания.
Optolong L-Pro, заявленный график пропускания.

Разумеется, противозасветочные фильтры не являются панацеей — они позволяют хоть что-то заснять в условиях засветки, либо значительно уменьшить влияние светового загрязнения. Платой за это является увеличение выдержки или чувствительности для уверенной проработки объекта на снимке. В отличие от фильтров UHCCLSLPR, рассматриваемый в обзоре Optolong L-Pro также может использоваться по объектам звёздной природы (галактики, туманности, скопления). Благодаря широкой полосе пропускания, получить адекватный баланс белого с фильтром L-Pro намного проще, так как с CLSUHC фильтром зеленый канал практически не отличается от синего.

Фильтр приехал в картонной коробочке. Внутри нее — пластиковый бокс для хранения в пакетике. В комплекте также есть бумажка с графиком пропускания.

Optolong L-Pro, коробка.
Optolong L-Pro, коробка.
Optolong L-Pro, обратная сторона.
Optolong L-Pro, обратная сторона.
Optolong L-Pro, пластиковый бокс.
Optolong L-Pro, пластиковый бокс.
Optolong L-Pro, график пропускания.
Optolong L-Pro, график пропускания.

Напросвет фильтр выглядит с синеватым оттенком, чем-то напоминая Baader Neodymium. Сразу бросается в глаза разница в цвете между Svbony CLS и Optolong L-Pro.

Optolong L-Pro, Svbony CLS
Svbony CLS, Optolong L-Pro.

Под определенным углом поверхность фильтра выглядит зеркальной и отражает желтым цветом. Оправа фильтра металлическая. Дефектов и повреждений поверхности нет. Мне досталась старая круглая версия фильтра без подпружиненных «усиков» в нижней части, что несколько затрудняет установку и снятие фильтра. Новые версии фильтров, если не ошибаюсь, идут уже в другом корпусе (Svbony CLS). Установить фильтр удалось не сразу — пришлось применить силу, аккуратно вдавив его по контуру. Пожалуй, в таком корпусе фильтр лучше оставить в камере для постоянного использования.

Optolong L-Pro в фотокамере Canon 550Da
Optolong L-Pro в фотокамере Canon 550Da

Тестирование при помощи простого спектроскопа показало, что фильтр работает и успешно отсекает необходимые участки спектра. Фильтр Svbony CLS в красной области немного шире, но в сине-зеленой области более узкий.

Спектры фильтров Optolong L-Pro и Svbony CLS
Спектры фильтров Optolong L-Pro и Svbony CLS

Весеннее небо весьма скудное на водородные туманности, поэтому пришлось дождаться созвездия Лебедь, где находится туманность NGC 7000 «Северная Америка». Мешали облака, туманность я ловил буквально в промежутках между облаками. Кадры одиночные и хорошо показывают разницу между фильтрами. Съемка проводилась в центре Анапы. В качестве монтировки — Sky-Watcher Adventurer. Камера Canon 550D с удаленным голубым фильтром. Баланс белого автоматический.

Окрестности звезды Денеб. Тестовый снимок без фильтров. Samyang 1352, Canon 550Da, SW Adventurer.
Окрестности звезды Денеб. Тестовый снимок без фильтров. Samyang 1352, Canon 550Da, SW Adventurer.
Optolong L-Pro, тест по городскому небу.
Optolong L-Pro, тест по городскому небу.
Svbony CLS, тест по небу.
Svbony CLS, тест по небу.

Сразу видно, что L-Pro светлее и засветку он глушит ожидаемо хуже. На первый взгляд, съемки водородных туманностей в условиях сильной городской засветки фильтр Svbony CLS (или даже Svbony UHC) подходит лучше, хоть и ценой двукратного увеличения выдержки и потери различных цветов. С L-Pro звёзды имеют более разнообразный цвет. Однако при дальнейшей простой обработке материала оказалсь, что L-Pro можно достаточно близко «подогнать» к изображению, схожим с CLS фильтром с аналогичной видимостью деталей в линии водорода. Неплохо.

L-Pro, после небольшой цветокоррекция в Adobe Camera RAW.
L-Pro, после небольшой цветокоррекция в Adobe Camera RAW.

Крупные красные ореолы при съемке через фотообъектив Samyang 1352 ED с фильтром L-Pro проявились заметно слабее, чем с CLS фильтром. Это была одна из моих догадок и предпосылок в покупке данного фильтра. Сильный хроматизм в красном канале — заметный недостаток объектива Samyang 135/2,  он очень сильно  проявляется с CLS фильтром, создавая множество проблем на этапе постобработки снимка, поэтому уменьшение ореолов меня очень обрадовало.

L-Pro, увеличенный фрагмент фото.
L-Pro, увеличенный фрагмент фото.
 Svbony CLS, увеличенный фрагмент. Обратите внимание на красные ореолы вокруг звёзд.
Svbony CLS, увеличенный фрагмент. Обратите внимание на красные ореолы вокруг звёзд.

RAW-файлы можно скачать по ссылке.

Вердикт: Optolong L-Pro — интересный и, пожалуй, один из самых совершенных фильтров против засветки. В условиях светового загрязнения он подходит для съемки галактик и звёздных скоплений, незначительно уменьшая яркость самого объекта. Также L-Pro будет полезен для астрофото в пригороде, где засветка уже слабее, но всё еще оказывает влияние на изображение. При использовании светофильтра цветовой баланс смещается, но не так сильно, как с CLS или UHC фильтрами. Со своей задачей фильтр справляется — аккуратно отсекает засветку. Потенциал у фильтра весьма большой. Также он отлично подходит к фотообъективу Samyang 1352.0 ED, не создавая крупные красные ореолы вокруг звёзд, как CLS фильтр.

К минусам фильтра Optolong L-Pro я отнесу конструкцию (сложно вставлять в камеру и сложно извлекать) и цену — он  намного дороже CLS фильтра. Первый недостаток устраняется покупкой более новой версии фильтра с защелками.

В ближайшее новолуние я протестирую фильтр на окраине города и сравню его еще раз с CLS по какому-нибудь объекту вроде Лагуны. Также интересно было бы сравнить данный фильтр с Baader Neodymium или аналогом.

Купить фильтр Optolong L-Pro как в обзоре можно на aliexpress по ссылке.

Есть вопросы? Задавайте!

Добавлено. Протестировал фильтр Optolong L-Pro за городом. Как ожидалось, с ним изображение намного ярче, чем с Svbony CLS. За счёт более узкой полосы изображение с CLS контрастнее, однако требует двукратного увеличения выдержки или ISO для достижения схожего уровня яркости. Баланс белого, разумеется, смещается, однако изображение легко приводится к нормальному виду.

Optolong L-Pro, Svbony CLS
Optolong L-Pro, Svbony CLS

Тест по созвездию Скорпиона:

Optolong L-Pro, Svbony CLS
Optolong L-Pro, Svbony CLS

Вертикальный коллаж:

Optolong L-Pro, Svbony CLS
Optolong L-Pro, Svbony CLS

Реклама: ООО «АЛИБАБА.КOМ (РУ)» ИНН 7703380158

Прокрутить вверх