Туманности «Чайка» и «Шлем Тора», 5 февраля 2019 года

Туманность «Чайка» в созвездии Единорог мне удалось заснять в 5 раза. Буквально перед съемкой портилась погода и всё небо затягивалось облачностью. Несколько выездов за город прошли впустую из-за облаков. 5 февраля 2019 года погода всё же сжалилась надо мной и смог полноценно отснять эту интересную область ионизированного водорода. Ниже и левее от нее находится туманность Шлем Тора в созвездии Большой Пёс, получившая свое название за сходство с крылатым шлемом скандинавского бога-громовежца. Выезд получился весьма удачным, немного облаков было лишь в самом начале, пока я настраивал автогид и искал туманность. Был ветер, но скалы хорошо защищали от него.

Туманность
Туманность «Чайка» и «Шлем Тора», 5 февраля 2019 года

Оборудование:
-объектив Samyang 135\2.0 ED Canon EF
-камера Canon 550Da
-фильтр Svbony CLS clip EOS-C
-монтировка Sky-Watcher Adventurer
-автогид: искатель Sky-Watcher 50 мм + камера ZWO 290 MC.
35 кадров по 120 секунд, ISO 1600.
Калибровка в PIPP, сложение в Fitswork.
Масштаб 25%. По ссылке — в масштабе 100%.
Место съемки: посёлок Супсех, Краснодарский край.

Возникли большие сложности из-за красных ореолов — результат использования CLS-фильтра с переделанной камерой Canon 550Da. При съемке без CLS фильтра они практически не мешают, однако из-за заметной засветки пришлось всё же использовать данный аксессуар. Фильтр не пропускает излучение между красным и зеленым диапазоном спектра, что приводит к выбору в фокусировке — или в красном канале, или в зеленом. Возможно, что использование более совершенного фильтра типа L-Pro улучшит ситуацию. Возможен компромисс — фокусировка между красным и зеленым каналами, однако это приведет к падению разрешающей способности. Пожалуй, в следующий раз попробую такой вид фокусировки. Сама проблема заключается в фотообъективе — недоисправленный хроматизм и сферическая аберрация в красном канале.

Несколько ослабить ореолы удалось в программе Fitswork при помощи функции Make Stars Smaller — раскладываем изображение на каналы (Processing>Sptil Color Image to 3 B/W Images), затем выбираем красный канал и уменьшаем размер звёзд (Processing>Sharpen Filter>Make Stars Smaller). В красном канале сильная расфокусировка, поэтому четких деталей в ожидать не следует, а звёзды выглядят как кружочки.

Сравнил калибровку в DeepSkyStacker и в PIPP — результат получился практически одинаковым. Сложение кадров и выравнивание фона производилось в программе Fitswork, однако потребовалось дополнительное выравнивание фона в IRIS.

Пример одиночного кадра (внутрикамерный JPEG):
Seagull nebula Samyang 135
Процесс съемки:

Всем ясного неба!
Всем ясного неба!

16 комментариев к “Туманности «Чайка» и «Шлем Тора», 5 февраля 2019 года”

  1. Гидируете в PHD2? Какие параметры камеры выставляете для гида? У меня такой же гид (искатель 8*50), но камера Datyson T7C (аналог zwo 120MC). Я ставлю (в FireCapture, как ставить в самом PHD2 я не нашел) Gsin 50, Exp 50ms. В самом PHD2 выбираю 8бит и или 0.2 или 0.5 сек. Но что-то мне кажется что я не совсем правильно выбираю параметры

    1. Да, в PHD2. На главном экране выбираю 0.5 или 1с, гидирую по ярким звёздам, еще двигаю ползунок яркости. На странице 23 в официальном мануале есть пункт «автовыдержки» https://openphdguiding.org/PHD2_User_Guide.pdf
      Также можно поковыряться в настройках (кнопка с «мозгами»), там могут быть спрятаны настройки самой камеры.

  2. Всеволод

    Здравствуйте Руслан! Я начинающий астрофотограф. При съёмке кометы Ивамото я столкнулся с проблемой: яркие звёзды, например Кастор, имеют розовый и синий ореол. Вот снимок: https://yadi.sk/i/a4vFwYww-H3T7Q .Подскажите,пожалуйста, как это исправить.

  3. Сергей

    Руслан, здравствуйте. Что скажете про объектив Canon 70-200 f4l без стаба, как он для астрофото? В сети нашлось очень мало фотографий звездного неба. Хочется и мобильности и по наземке иногда. Съемка планируется на 550D с автогидом. Вижу, что Samyang 135мм весьма неплохо рисует. Будет ли видно больше деталей на фокусное Samyang по сравнению с Canon, Галактика «Водоворот» , например, сильно замылена будет?

    1. Здравствуйте. У меня был такой. Хорош на 200 мм, хроматизм маленький даже на открытой диафрагме. Резкий. На 70 мм хроматизм заметен. Мой экземпляр кривой был. Без сожаления продал и купил Samyang, свет он копит заметно быстрее. Но если нужен автофокус — тогда да, поискать хороший экземпляр без кривизны.

      1. Сергей

        А кривизну как определить, не в фокусе объект, какие признаки? Как при покупке определить, днём. По звёздам то скорее всего не получится проверить))

      2. Сергей

        А как понять, что объектив кривой при покупке днем, по звёздам то вряд ли получится проверить)) Ещё по 40мм кенону вопрос в ВК))

        1. Можно сделать искусственную звезду — фольга с отверстием от иглы и светодиодный фонарик. Расположить ее на расстоянии около 10-15 метров в темном помещении или на темном фоне и сделать 5 снимков со штатива так, чтобы звезда была в углах и в центре. Потом внимательно рассмотреть форму звезды. В хорошем объективе все звездочки по полю или точки, или одинаков вытянуты как кометы к центру кадра.

  4. Никита

    Здравствуйте, Руслан. Как я понял, вы это сняли без телескопа? То есть дип скай объекты можно снимать без телескопа? Где используется такой способ? Чем монохромная камера лучше для гида, и можно использовать цветную для гида? Заранее спасибо.

    1. Здравствуйте. Да, без телескопа. Есть крупные дипскай объекты, для которых подойдет и фотообъектив. Например, та же Петля Барнарда
      https://www.star-hunter.ru/orion-h-alpha-15-02-2018/
      Надо просто подобрать объект для конкретной связки фотообъектив+матрица.

      Монохромная камера обладает более высокой чувствительностью, чем черно-белая, что позволяет гидировать по более тусклым звёздам. Однако я вполне успешно гидирую цветной камерой.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × пять =

 ДАЮ СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ МОИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, С ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ОЗНАКОМЛЕН 
Прокрутить вверх