Обзор фильтра Svbony CLS clip EOS-C

Фильтр Svbony CLS clip EOS
Фильтр Svbony CLS clip EOS-C

Проблема городской засветки с каждым годом становится всё актуальнее — новые дома, новые дороги, иллюминация, бездумое проектирование городского освещения приводят к тому, что небо превращается в сплошное оранжевое полотно, а из-за яркого фона не удается заснять даже яркие туманности. Ситуация кардинально изменилась после появления специализированных противозасветочных фильтров для астрофотографии. Применение интерференционных покрытий позволило отсекать ненужные области спектра — например, линии излучения ртутных и натриевых ламп, и пропускать интересующие области — линии излучения водорода и кислорода.

Есть несколько разновидностей противозасветочных фотографических фильтров — широкополосные (Broadband) и узкополосные (Narrowband). К широкополосным фильтрам относят CLS (City Light Suppression), LPR (Light Pollution Reduction), UHC (Ultra High Contrast), UHC-S. Они могут быть под разными марками, но задача у них одна — ослаблять засветку. У UHC полоса пропускания более узкая в зеленой области, для сильно засвеченных мест они подойдут больше, но с ними тяжелее получить правильный баланс белого. Обычная ширина пропускания в зеленой области — от 20 до 75 нм. Чем уже фильтр, тем темнее получается фон. Также CLSUHC фильтры могут пропускать красную область спектра — для визуальных наблюдений это не принципиально, а вот для фотосъемки весьма важно, так как в той области находится линия излучения водородных туманностей (H-alpha).

Узкополосные фильтры выделяют определенную линию излучения  — водорода, кислорода, серы, кальция и т.д. Ширина пропускания визуальных узкополосных фильтров — менее 20 нм, фотографических — менее 12 нм. Такие фильтры пригодны для астрофото в условиях сильной засветки, однако для визуальных наблюдений всё же лучше выбирать места потемнее.

UHCCLS фильтры хорошо работают по газовым туманностям, но по звёздным объектам (скопления, галактики) эффект незначителен.

Кроме того, есть фильтры с маркировкой CCD — они имеют встроенный IR-сut фильтр, отсекающий инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. В ИК-диапазоне оптика может иметь неисправленный хроматизм, что создаст красные ореолы вокруг звёзд. Если в камере нет встроенного IR-cut фильтра, лучше брать CCD-модификацию фильтра, либо использовать отдельный IR-cut фильтр. Практически во всех бытовых камерах есть встроенный фильтр, блокирующий ИК-излучение, однако он может частично блокировать и линию H-alpha. Удаление фильтра позволяет улучшить чувствительность к линии водорода в несколько раз.

Форм-фактор у фильтров различный — существуют фильтры с посадкой 1.25″ и 2″, которые вручиваются в окуляр, корректор или Т-адаптер, а также clip-фильтры, предназначенные для установки в определенные модели бытовых камер (Canon,Nikon).

С фильтрами против засветки я познакомился около 10 лет назад после покупки фильтра Baader UHC-S 1.25″. Он отлично глушит засветку, однако баланс белого сбивается напрочь.  Тем не менее, при помощи этого фильтра, объектива Юпитер-37А и непеределанной камеры Canon 1000D я наконец-то смог заснять туманность «Конская голова».  В 2017 году я наконец-то решился на переделку своей камеры Canon 550D (изъятие ИК-фильтра) и передо мной открылся мир водородных туманностей. Затем последовала покупка узкополосного водородного фильтра 12 нм и монохромной астрокамеры QHY5III178m. Чувствительность к линии водорода после модификации заметно возрасла, однако появились и неприятные красные ореолы при съемке через линзовые фотообъективы.

При использовании советских фотообъективов с резьбой М42х1 и камеры Canon я использовал недорогой переходник M42x1 EOS. Если у фотообъектива задняя линза находится достаточно далеко от переходника (например, Юпитер-37А или Юпитер-21М), то в переходник можно установить фильтр 1.25″ через небольшое колечко. Также 2″ фильтры можно установить перед объективом. После покупки фотообъектива Samyang 1352.0 ED с байонетом Canon я столкнулся с проблемой — 1.25″ фильтр некуда вставить, а 2″ фильтр слишком мал и уменьшает светосилу до F2.8.  Решением стала покупка широкополосного clip-фильтра Svbony CLS clip EOS. Почему именно CLS, а не UHC? Во-первых, он не такой темный. Во-вторых, есть надежда получить адекватный баланс белого — с UHC фильтром получается биколор (водород H-alpha + кислород OIII + водород H-beta). В-третьих, при загородной съемке засветка всё же немного мешает и хотелось бы ее отсечь наиболее широкополосным фильтром. Увы, CLSUHC фильтров с маркировкой CCD на Aliexpress нет, да и стоят они в несколько раз дороже. Поэтому я решил взять на пробу недорогой CLS фильтр.

Поставляется фильтр в коробочке с маркировкой SVBONY CLS EOS-C. Внутри коробочки — прочный пластиковый бокс. Оправа фильтра металлическая, что стало приятным сюрпризом — я ожидал увидеть пластиковую конструкцию. Чернение оправы темное матовое. Если смотреть на фильтр прямо, то он зеленого цвета, если под углом, то уходит в пурпурно-розовый цвет — это нормально, т.к. полоса пропускания фильтра зависит от угла падения света. Качество изготовления самого фильтра очень хорошее, без дефектов.
SVBONY CLS EOS-C
SVBONY CLS EOS-C

Лицевая сторона фильтра SVBONY CLS EOS-C
Лицевая сторона фильтра SVBONY CLS EOS-C
Обратная сторона фильтра SVBONY CLS EOS-C
Обратная сторона фильтра SVBONY CLS EOS-C

Установка фильтра очень простая и занимает не более минуты. Я вставляю нижнюю часть  фильтра первой, затем пальцем немного прижимаю сверху, пока фильтр не зафиксируется. Для снятия фильтра достаточно подковырнуть верхнюю часть фильтра. Разумеется, следует соблюдать осторожность и аккуратность (особенно рукожопам), чтобы не запачкать и не поцарапать фильтр и зеркало камеры. В случае сильного загрязения фильтр можно залить Fairy, промыть теплой водопроводной водой и потом сполоснуть дистиллировкой. Тереть его тряпочками и LenPen’ами не рекомендую, сдувать пылинки тоже не надо, особенно ртом — запросто можно слюней налепить. Установили и забыли — всё равно вся пыль будет убираться калибровочными флэт-кадрами.

Будьте внимательны — использование EF-S объективов с данным фильтром НЕДОПУСТИМО, так как можно повредить фильтр. При съемке с объективами M42x1 также следите, чтобы задняя линза или корпус объектива не упёрлись в фильтр. С объективами типа Юпитер-37А или Юпитер-21М проблем не должно быть, у них задняя линза находится далеко от плоскости фильтра.

Фильтр SVBONY CLS EOS-C, установленный в камеру Canon 550Da.
Фильтр SVBONY CLS EOS-C, установленный в камеру Canon 550Da.

Кстати, о флэтах. Рекомендую использовать источник белого света — например, монитор ноутбука или планшета. При съемке с электролюминесцентной лампой голубого цвета возникли проблемы с очень шумными флэтами в красном канале.

Для тестирования использовалось следующее оборудование:
-фотоаппарат Canon 550Da (модифицирована, изъят инфракрасный фильтр), баланс белого «солнечно»
-фотообъектив Canon EF 402.8 STM
-фотообъектив Samyang 1352.0 ED Canon EF
-фильтр Svbony CLS clip
-фильтр Baader UHC-S 2″ Visual & Photographic
-фильтр Solomark IR-UV cut 2″
-монтировка Sky-Watcher Adventurer.
Место тестирования: Анапа, двор.

Немного графиков:

Заявленное пропускание фильтра Svbony CLS
Заявленное пропускание фильтра Svbony CLS

По Baader UHC-S заявленного графика нет, но есть несколько измеренных

Baader UHC-S Visual & Photo
Baader UHC-S Visual & Photo
Baader UHC-S no photo version
Baader UHC-S no photo version

После наложения и подгонки графиков оказалось,что фильтры в зеленой области очень похожи:

Baader UHC-S Visual & Photo vs Svbony CLS clip. Вот это поворот!
Baader UHC-S Visual & Photo vs Svbony CLS clip. Вот это поворот!

При помощи небольшого спектроскопа, камеры Canon 550Da и светодиодного фонаря я получил следующие спектры. Зеленая полоска — луч лазера с длиной волны 532 нм.

Без фильтров
Без фильтров
Svbony CLS Clip
Фильтр Svbony CLS Clip
Спектр Baader UHC-S
Baader UHC-S

Интересные результаты. Svbony CLS оказался более узким в сине-зеленой области. Красная область сдвинута, как и на графике. Это означает, что с UHC-S будет заметно больше синевы — с точки зрения получения хоть какого-то баланса белого это плюс, но подавление  засветки у него немного хуже.

Ну что же, перейдем к тестированию по небу. Хочу отметить, что при использовании фильтров в условиях засветки необходимо увеличить выдержку или ISO в 2 раза, чем при съемке без фильтра для получения более яркого результата. Фильтр Solomark IR-UV cut не использовался.

Canon EF 402.8 STM, Canon 550Da, 30 секунд, ISO 800, без фильтра.
Canon EF 402.8 STM, Canon 550Da, 30 секунд, ISO 800, без фильтра.
Canon EF 402.8 STM, Canon 550Da, 30 секунд, ISO 800, Svbony CLS clip фильтр
Canon EF 402.8 STM, Canon 550Da, 30 секунд, ISO 800, Svbony CLS clip фильтр
Canon EF 402.8 STM, Canon 550Da, 30 секунд, ISO 800, фильтр Baader UHC-S Visual & Photo
Canon EF 402.8 STM, Canon 550Da, 30 секунд, ISO 800, фильтр Baader UHC-S Visual & Photo

Увеличим ISO до 1600:

Canon EF 402.8 STM, Canon 550Da, 30 секунд, ISO 1600, Svbony CLS clip фильтр
Canon EF 402.8 STM, Canon 550Da, 30 секунд, ISO 1600, Svbony CLS clip фильтр
Canon EF 402.8 STM, Canon 550Da, 30 секунд, ISO 1600, фильтр Baader UHC-S Visual & Photo
Canon EF 402.8 STM, Canon 550Da, 30 секунд, ISO 1600, фильтр Baader UHC-S Visual & Photo

Наглядная анимация — по ссылке.

Ну, что могу сказать — у Baader больше синевы и меньше зелени, красный канал практически одинаков, однако у Svbony горб гистограммы чуть шире. Следует учесть, что Baader UHC-S работал в полноапертурном режиме (перед объективом), в то время как Svbony — в субапертурном  режиме (между объективом и камерой), поэтому угол падения лучей на фильтры отличался — в плане равномерности фона победа за Svbony. Однако я рекомендую использовать для съемки объективы с фокусным расстоянием более 85 мм, иначе неравномерность фона по углам кадра будет создавтаь большие проблемы при обработке.

Немного улучшает равномерность фона внешний фильтр Solomark IR-UV cut, также он заметно ослабляет красный канал. Увы, проблему красных ореолов вокруг звёзд он не решает. Параметры съемки те же, ISO 1600.

Svbony CLS clip + Solomark IR-UV cut

Baader UHC-S + Solomark IR-UV cut

Но нагляднее всего оказалась съемка с объективом Samyang 1352.0 ED. Окрестности туманности NGC 7000:

Samyang 1352.0 ED + Canon 550Da, выдержка 30с, ISO 1600. Без фильтра.
Samyang 1352.0 ED + Canon 550Da, выдержка 30с, ISO 1600. Без фильтра.
Samyang 1352.0 ED + Canon 550Da, выдержка 30с, ISO 1600, Svbony CLS Clip
Samyang 1352.0 ED + Canon 550Da, выдержка 30с, ISO 1600, Svbony CLS Clip

Анимация — по ссылке.

Уменьшение ISO до 400 не дало такого эффекта выделения туманности.

Samyang 135 2.0 ED + Canon 550Da, выдержка 30с, ISO 400. Без фильтра.
Samyang 135 2.0 ED + Canon 550Da, выдержка 30с, ISO 400. Без фильтра.

Еще один тест, по низкорасположенной туманности Ориона.

Samyang 1352.0 ED + Canon 550Da, выдержка 30с, ISO 1600. Без фильтра.
Samyang 1352.0 ED + Canon 550Da, выдержка 30с, ISO 1600. Без фильтра.
Samyang 1352.0 ED + Canon 550Da, выдержка 30с, ISO 1600, Svbony CLS Clip. На пятно внизу слева не обращайте внимание - это кусочек соседского дома.
Samyang 1352.0 ED + Canon 550Da, выдержка 30с, ISO 1600, Svbony CLS Clip. На пятно внизу слева не обращайте внимание — это кусочек соседского дома.
Samyang 1352.0 ED + Canon 550Da, выдержка 30с, ISO 400. Без фильтра.
Samyang 1352.0 ED + Canon 550Da, выдержка 30с, ISO 400. Без фильтра.

Вердикт: фильтр отлично показал себя в условиях сильной городской засветки — сами видите, насколько пагубно влияет фон на видимость туманностей. Разумеется, важную роль тут сыграла модификация камеры — без удаления встроенного IR-cut фильтра туманность была бы намного слабее, но даже без модификации фильтр справляется со своей задачей — отсекает засветку. Конечно, CLS-фильтр не заменит темного неба, плохо работает по звёздным объектам (скоплениям, галактикам), а с получением адекватного баланса белого могут быть проблемы, однако если нет возможности выехать за город — лучше уж с фильтром, чем без него. Синий и зеленый каналы схожи, получается почти «биколор». Более качественное подавление засветки реализовано в фильтрах Optolong L-Pro, однако цена у них значительно выше.  В общем, рекомендую к покупке.

Фильтр можно купить в официальном магазине Svbony на Aliexpress по ссылке.

Результат сложения снимков я опубликую позже. Есть вопросы? Задавайте.

Прокрутить вверх