При съемке быстровращающихся планет (Юпитера, Сатурна) цветными и монохромными камерами возникакт следующее ограничение — длительность съемки одного ролика не должна превышать несколько минут. Из-за быстрого вращения детали планет при сложении смазываются. Особенно это критично при съемке монохромными камерами, где на съемку каждого канала остается совсем немного времени. Программа WinJUPOS позволяет скомпенсировать вращение планеты, используя несколько снимков в качестве текстуры и «натягивая» их на виртуальный глобус.
Изначально WinJUPOS предполагался для обработки материала с монохромных камер, однако я успешно использую данную программу и для работы с цветной камерой. При этом улучшается детализация изображения, лучше тянутся мелкие детали, картинка становится менее шумной. В данной инструкции я расскажу, как складывать в WinJUPOS цветные стэки. Сам процесс съемки заключается в том, что снимаем не один ролик, а несколько с небольшим промежутком. Затем обрабатываем каждый ролик, получаем результат сложения (стэк) и применяем к каждому стэку вейвлеты. О том, как вообще снимать планеты, Вы можете узнать в соответствующей статье https://star-hunter.ru/planetary-imaging/
Скачать WinJUPOS можно абсолютно бесплатно.
Также нам понадобится Registax.
Допустим, Вы получили ряд стэков и применили к ним вейвлеты. Стэки для тренировки Вы можете скачать по ссылке: Stacks_for_WJ_Saturn_06_07_2015
Для съемки использовались:
-телескоп Celestron NexStar 8 SE
-линза Барлоу Sky-Watcher 2x с T-адаптером
-турель Baader Q-Turret
-камера ZWO 120 MC.
Каждый из стэков — результат сложения 1500 кадров из 4994, длительность каждого ролика — 3 минуты. После сложения к стэкам применены вейвлеты в программе Astra Image.
Скачиваем WinJUPOS (далее для кратности просто WJ) , устанавливаем, запускаем. Выбираем тип планеты, указываем рабочую директорию (папка со стэками):
Далее переходим к «измерению изображения»:
Жмем кнопку OPEN, открываем первый стэк:
Видим такую картину — планета, на неё наложен контур-шаблон. В моем случае изображение уже выровнено, вам же надо будет вращать шаблон и подгонять его под размер планеты, это несложно. Сначала забиваем дату, время (международное) и географические координаты места съемки. Время съемки каждого стэка указано в названии файла — так, стэк 215758_pipp_g4_ap72 снят в 21:57 по местному времени и в 18:57 по международному (минус три часа). Именно 18:57 и забиваем в соответствующее поле. По идее, правильнее указывать момент времени между началом и концом записи ролика, но для упрощения будем использовать только время начала записи. При съемке планеты вблизи полуночи будьте внимательны с датой!
Далее с изображением можно проводить следующие операции:
Ваша задача — наложить шаблон точно на контур планеты.
Важное примечание: при обработке стэков Юпитера достаточно нажать кнопку F11, и изображение автоматически выровняется. Увы, с Сатурном данный фокус не прокатывает.
Ну вот, получилось:
После этого переходим во вкладку IMAG и сохраняем результат выравнивания (формат файла — ims). Прямо в папку со стэками:
То же самое делаем с остальными стэками. У нас должно появиться столько *.ims файлов, сколько стэков.
Теперь переходим к деротации, то есть «останавливаем» вращение планеты:
Видим такое окошко, жмём кнопку COMPILE IMAGE:
Рядышком с нашими стэками и *.ims файлами появился результат деротации. Именно с ним мы будет далее работать.
Запускаем Registax, открываем результат деротации:
Далее работаем с вейвлетами как обычно — двигаем второй и третий ползунки, поднимаем оптимальную детализацию, но и стараемся не переусердствовать с обработкой. Пробуем, экспериментируем:
Мне такой цветовой баланс весьма нравится — именно так выглядит Сатурн при наблюдении в телескоп. Однако по общепринятой практике такой цветовой баланс не очень приветствуется и поэтому мы прибегнем в автобалансу:
Получаем вот такую расцветку и сохраняем результат (кнопка SAVE IMAGE):
Можно сохранить несколько вариантов вейвлет-обработки — например, на одном результате лучше видны облачные пояса планеты, на другом — лучше проработаны кольца. Дальнейшее их совмещение уже выполняется в графических редакторах. При необходимости регулируем уровни, добавляем насыщенности и получаем в итоге вкусняшку:
Удачных снимков!
Добрый день. А какое время можно складывать в винюпосе по Юпитеру. Ведь он не просто вращается, но и пояса двигаются относительно другдруга и всячески меняются. Если сложить несколько стэков охватывающих например один час, не смажится картинка от того что вид планеты изменился? Спасибо.
Вообще рекомендуется около 15 минут, н я и около часа складывал, норм. За такой короткий период сдвиг поясов незаметен.
Спасибо за отличную статью! Все наглядно и понятно!
Пожалуйста.
А скажи, вот в шапке у Сатурна что-то типа пропасти. Ето артефакт съёмки или что-то типа гравитационного линзирования?
Если Вы по деформацию кольца, то это артефакт обработки.
Нет слов! Руслан, ты просто супер астрофотограф!
Спасибо! Я ещё только учусь 🙂
6 июля 2015 года, 22:09, Celestron Nexstar 8 SE, ЛБ SW 2x с Т-адаптером, турель Baader Q-Turret, ZWO 120 MC, PIPP, AS2 (1500\4994), R6+AI, 8 роликов в WJ.
Так вот же=) Тут и Autostakkert и WJ в описании
Я запутался 🙂
Итак, при обработке снимка использовались PIPP, Autostakkert, Registax (методика описана в статье https://www.star-hunter.ru/planetary-imaging/), а также WinJUPOS (методика описана в данной статье).
Записываем ролики, обрезаем их в PIPP, закидываем в Autostakkert, складываем, к полученным стэкам применяем вейвлеты (Registax или Astra Image), и затем уже обработанные стэки закидываем в WinJUPOS. После WinJUPOS открываем полученный ОДИН стэк в Registax или Astra Image и добавляем чуть вейвлетов или деконволюции.
аааа=) Все теперь понял) То есть обработка после регистакса ещё и WJ=) Теперь дошло) Я думал что WJ сразу хавает ролики) Кстати деконволюция что это за зверь, для чего и чем её делать?))
Спасибо за разъяснения!
В описании итогового изображения указан AutoStakkert, хотя в гайде его нет. Вот я как раз недавно тренировался с вашими предыдущими стеками и не получалось у меня получить то же изображение после обработки видео. Я так понимаю там тоже использовался WJ, а в каком месте тут применяется AutoStakkert я так и не понял 🙂
Я в самом начале дал ссылку на статью о съемке планет
https://www.star-hunter.ru/planetary-imaging/
Там и применяется Autostakkert — отбор и сложение кадров. WinJUPOS не использовался.