Корректор атмосферной дисперсии ZWO ADC

Атмосферная дисперсия — это разложение изображения космического объекта в спектр при прохождении света через атмосферу Земли. В данном случае атмосфера Земли работает как огромная воздушная призма. Чем ближе объект к горизонту, тем сильнее проявляется атмосферная дисперсия. Снизу объект окружен красной каймой, а сверху — синей.

При съемке на цветную камеру атмосферная дисперсия проявляется в виде сдвига цветовых каналов. Ниже показан видеоролик Сатурна, снятый через 300 мм телескоп. Заметно, что с одной стороны у планеты красная кайма, а с другой — синяя. Это и есть атмосферная дисперсия. Высота планеты над горизонтом при этом составляла 32 градуса:

Дисперсию на снимках можно скомпенсировать программным методом (например, функция RGB Align в программах Autostakkert или Registax). Тем не менее, для случаев очень низкорасположенных объектов гораздо эффективнее будет аппаратный метод компенсации при помощи специального устройства — корректора атмосферной дисперсии. В ближайшие годы Сатурн, Марс и Юпитер будут всё ниже и ниже над горизонтом, поэтому корректор будет весьма кстати — как для астрофотографии, так и для визуальных наблюдений.

Внутри корректора находятся две призмы, которые могут вращаться друг относительно друга. Задача корректора — скомпенсировать атмосферную дисперсию, собрав все разложенные лучи воедино. Так уж получилось, что цены на корректоры дисперсии весьма высоки и среди любителей астрономии это очень редкий аксессуар. Так, Pierro Astro ADC стоит около 400 евро. Ситуация резко изменилась, когда небезызвестная компания ZWO анонсировала бюджетный корректор дисперсии примерно за 100 долларов. А так как я обожаю снимать планеты, то, разумеется, захотелось заполучить данное устройство. Я связался с производителем, сделал предзаказ и через месяц получил посылку. После нового года стоимость корректора немного поднялась (128 долларов), однако на фоне аналогов цена всё равно остается крайне низкой.

Упаковка — картонная коробка, плюс она была вложена в еще одну коробочку. Всё доехало в целости и сохранности.

20160122_162757
20160122_163103
Все детали — металлические, из пластика только один болтик для фиксации шкалы. Две длинные серебристые ручки вращают призмы вокруг оси.

20160122_163217
Серебристые ручки предназначены для вращения призм вокруг оси.  Когда ручки рядом — коррекция отсутствует, когда противоположны — максимальна. При вращении ручек изображение немного смещается.

Принцип работы корректора атмосферной дисперсии
Принцип работы корректора атмосферной дисперсии
Коррекция отсутствует
Коррекция отсутствует
Максимальная степень коррекции
Максимальная степень коррекции

Все оптические поверхности просветлены. На одной из призм я заметил небольшое пятнышко — возможно, дефект просветления, но не думаю, что это как-то скажется на изображении. Сами призмы пропускают и ультрафиолетовое излучение, поэтому корректор можно использовать для ультрафиолетовой съемки Венеры.
20160122_163255
20160122_163312
20160122_163323
На выходе как 1.25″, так и стандартная Т-резьба.
20160122_163352
Можно регулировать тугость хода серебристых ручек
20160122_163450
Есть резьба на внутренней части юбки — можно накрутить фильтр или линзоблок Барлоу.
20160122_163604
Диаметр световой части корректора — 24.5 мм.
20160122_163636

22 января 2016 года выдалась хорошая погода и я решил протестировать корректор. Телескоп — Celestron NexStar 8 SE, камера ZWO 224 MC. Методом проб я выявил такой способ использования корректора:
1)ориентируем камеру «прямо» — то есть низ снизу, верх — сверху, на наклон планеты внимания не обращаем.
2)обе ручки корректора должны находиться или слева, или справа. После этого двигаем одну из ручек вверх или вниз и смотрим на результат — если дисперсия усиливается, то вращаем в другую сторону до полной компенсации.  В определенный момент цветной ореол полностью исчезает — значит, коррекция достигнута.

Для объектов с разной высотой над горизонтом требуется разная степень коррекции. Даже по Юпитеру, который в этом году поднимается достаточно высоко в Краснодарском крае (на 1 февраля 2016 года максимальная высота 49 градусов), атмосферная дисперсия всё же заметна и использование корректора имеет смысл.

Ниже показано видео, снятое через телескоп Celestron NexStar 8 SE с камерой ZWO 224 МС и 2х линзой Барлоу Sky-Watcher(без корпуса, линзоблок вкручен в корректор ZWO ADC). Во время съемки я крутил ручки устройства, внося максимальную коррекцию, а также полностью компенсируя атмосферную дисперсию. Как я уже говорил, изображение немного смещается, поэтому возникает необходимость снова загонять планету в центр кадра.

Нулевое положение корректора (без компенсации)
Нулевое положение корректора (без компенсации)
Атмосферная дисперсия скомпенсирована
Атмосферная дисперсия скомпенсирована

Как видите, корректор прекрасно справляется со своей задачей, сводя цветовые каналы. Увы, состояние атмосферы, да и достаточно большая высота Юпитера над горизонтом не позволили увидеть преимущества от съемки с корректором, однако я уверен, что по объектам, невысоко расположенным над горизонтом, эффект будет заметен, особенно в синем канале.

Вердикт: ZWO удалось разработать недорогой и качественный корректор для любителей астрономии. Устройство будет полезно для всех любителей планет — и для астрофотографов, и для наблюдателей. Рекомендую!

Корректор ZWO ADC можно купить на Aliexpress

Обновление от 21.04.16.
5 апреля провел небольшой тест корректора по Сатурну, с которым подробнее Вы можете ознакомиться по ссылке: https://www.star-hunter.ru/saturn-5-aprelya-2016-goda-0245/
Ниже несколько результатов:

Корректор в нулевом положении (неактивен)
Корректор в нулевом положении (неактивен)
Корректор дисперсии активен (немного недокрутил)
Корректор дисперсии активен (немного недокрутил)

C программным выравниванием:

Без корректора
Без корректора
С корректором
С корректором
Тест корректора ZWO ADC
Тест корректора ZWO ADC 1 марта 2017 года

Добавлено.
Ну и, пожалуй, самый наглядный пример работы корректора атмосферной дисперсии:

GIF Effect from using atmospheric dispersion corrector ZWO ADC
 

Юпитер от 26 апреля 2019 года, высота 18 градусов.

GIF
Корректор также будет очень полезен для монохромных камер при съемке с цветными фильтрами. Ниже — тест работы корректора с монохромной камерой и синим фильтром Meade CCD Blue. Высота над горизонтом составляла 19 градусов. (Юпитер, 5 мая 2019 года, 01:32).

GIF ZWO ADC monochrome test (Meade B-CCD, QHY5III178m

Видеообзор корректора ZWO ADC от Дмитрия Селезнева:

Реклама: ООО «АЛИБАБА.КOМ (РУ)» ИНН 7703380158

44 комментария к “Корректор атмосферной дисперсии ZWO ADC”

  1. Андрей

    Здравствуйте. Не подскажите, как влияет использование корректора на изменение фокусного расстояние всей системы?

    1. Здравствуйте. Корректор не оказывает никакого влияния на фокусное расстояние всей системы. Однако если его установить после нетелецентричной (разгоняемой) линзы Барлоу, то он корректор будет работать как разгонная втулка и фокусное расстояние всей системы увеличится.

      Вообще у меня при съемке планет линзоблок от Барлоу вкручена непосредственно в носик корректора, далее корректор выполняет функцию и корпуса Барлоу, и корректора дисперсии. Далее уже ставлю или окуляр, или камеру, или разгонную втулку.

  2. Дмитрий

    Здравствуйте! Правильно ли я понял, что корректор дисперсии следует располагать сразу перед камерой уже после линзы барлоу и разгонной втулки?

    1. Здравствуйте. Я обычно выкручиваю линзоблок из Барлоу и вкручиваю его в носик корректора дисперсии, чтобы расстояние между Барлоу и призмами корректора было минимальным. Далее уже после корректора — фильтры и камера.

      1. Дмитрий

        А фокусное расстояние от этого не страдает? При таком выкручивании кратность линзы барлоу не падает?

        1. В моем случае расстояние от линзблока до матрицы практически совпадает с таковым при обычном использовании Барлоу. Небольшое отклонение от кратности Барлоу на картинку не оказывает критичного воздействия.

  3. Дмитрий

    Добрый вечер!
    Такой вопрос. Будет ли корректор убирать хроматизм линз на рефракторах. Или тут несколько иной процесс?

    1. Добрый вечер. К сожалению, корректор атмосферной дисперсии убирает только поперечный сдвиг цветовых каналов, вызванный разложением света в земной атмосфере. Для коррекции хроматизма в рефракторе нужен хромакор — редкая штука с немаленькой ценой.

  4. Евгений

    Руслан, приветствую! Подскажите, пожалуйста, будет ли работать ADC с экстендором если расположить его после экстендера? Ведь экстендеры дают параллельный пучок света. Будет ли такой пучок нормально корректироваться?

    1. Привет! будет, разумеется. Корректор сам работает как небольшая призма. Даже если смотреть в корректор без телескопа (просто глазом) и выкрутить ручки на максимум, то хорошо заметна внесенная дисперсия.

  5. Никита

    Здравствуйте, Руслан. Возможно на 55-60 широтах на 100% раскрыть возможности С8?
    Насколько сильно поможет коректор, если планеты ниже 5-10 градусов?

    1. Здравствуйте. При такой высоте ловить по планетам нечего. Корректор, конечно, будет работать, однако поймать спокойную атмосферу при такой высоте очень и очень сложно.

  6. Михаил

    Уважаемый Руслан! Возможно ли применение этого корректора для наблюдения и съёмки низко расположенных над горизонтом галактик, а также прочих объектов дальнего космоса?

    1. Здравствуйте. Для съемки — да, для наблюдений — не особо нужно, дисперсия по таким тусклым объектам в глаза бросаться не будет. Однако следует учесть, что форм-фактор у корректора — 1.25″ дюйма, надо еще подумать, куда его впихуть при использовании кома-корректора или редуктора. По низким планетарным туманностям эффект вполне может быть.

  7. Андрей

    Подскажите пожалуйста о применении ADC для фото. При съемки Марса изображение получается исправить от хроматизма, но получить его четким никак. При чем без него результат есть и вполне адекватен. Замечено, что при фокусировке предварительно по звезде с маской Бахтинова, лучи «выходят» из звезды не как продолжение друг друга, а так что звезда их ломает. Возможно ли что корректор сильно наклоняет плоскость изображения?
    Еще пока не понял какие действия более правильные:
    1) Навести на планету, убрать поворотом рычагов хроматизм, отвести на звезду, найти точный фокус по маске Бахтинова, потом сместить на планету и снимать
    2) Навести на звезду с нулевой коррекцией, найти фокус, перевести на планету, произвести коррекцию хроматизма, снимать

    Телескоп Ньютон СкайВотчер 200 мм, фокус 1000мм + 5Х explore scientific tele extender + камера 290MC.

    1. Здравствуйте. Корректор лучше ставить между Барлоу и камерой.
      При фокусировке я маску Бахтинова не использую — туда-сюда гонять телескоп, настраивать фокус и т.д. смысла нет.
      Мой алгоритм действий.
      Ловлю Марс с корректором в нулевом положении при помощи окуляра.
      Вставляю вместо окуляра камеру.
      Ловлю фокус по экрану.
      Настраиваю корректор.
      Еще раз ловлю фокус.
      Снимаю 🙂
      Да, если атмосфера мыльная, то толку от корректора не будет. Вчера снимал, например — Марс размыт до ужаса. Отснял пару роликов и занес телескоп в дом.
      А за пару дней до этого Марс был очень спокойный и стабильный.

      1. Андрей

        Спасибо за совет. А как можно поймать фокус по экрану? На что ориентироваться? Ведь деталей четко не видно из-за атмосферы. Да, я ставлю ADC между камерой и барлоу. А у вас на сколько делений разнесены обычно рычажки настройки?

        1. Фокусируйтесь сначала ЗА бесконечность. Потом уже на объект. Если фокусироваться от ближних объектов до планеты, то можно принять атмосферную турбуленцию за детали.

          При хорошей атмосфере детали должны быть отлично видны. В противном случае ориентируйтесь по резкости края планеты.
          Рычажки развожу почти полностью, но у меня другой телескоп и Барлоу. Для настройки ADC использую соответствующую функцию в Firecapture (ADC Tuning).

  8. Доброго времени суток.

    Уже давно мучает проблема атмосферной дисперсии при съемки планет. В нашем регионе (ДВ, Хабаровск) почему-то планеты сильно плавают и имеют явно выраженные смещённые каналы красного и синего (снимаю на ньютон 150750 в поле за городом). В связи с чем пара вопросов:
    1. Имеет ли смысл брать данный корректор если дисперсия в роликах ну очень сильная? Или все же есть программные ухищрения? (RGB Align в Autostakkert не помогает);
    2. Какие можете дать рекомендации по съемке и выбору места для планетной астрофотографии чтобы минимизировать подобную дисперсию?
    Заранее спасибо!

    1. 1. Здравствуйте. Да, конечно — корректор дисперсии работает практически на всех диапазонах высот, вплоть до нуля.
      Программных ухищрений всего я нашел два — галочка RGB Align в Autostakkert плюс деконволюция\вейвлеты в Astra Image. Таким образом можно несколько снизить влияние дисперсии, однако аппаратный способ работает намного лучше. Фотография Сатурна в статье это наглядно показывает.
      2. Ехать на экватор или в южное полушарие- там планеты намного выше. Некоторые любители на Бали поехали, специально ради съемки планет.

  9. Игорь

    Руслан, здравствуйте! На Астрофоруме в теме «Корректор атмосферной дисперсии от ZWO» вы писали, что для ньютонов потребуется «глубокий» переходник с 2″ на 1.25″. Что значит «глубокий». Можно указать ориентировочные размеры. То есть я правильно понимаю, это расстояние от верхней поверхности фокусёра до верхней поверхности переходника.

    1. Здравствуйте. Глубокий переходник — это переходник без «носика» — http://ali.pub/2jmzle
      Если у Вас ньютон Sky-Watcher — можно выкрутить 1.25 носик на родном переходнике, выкрутить носик 1.25 на корректоре, соединить их и фокус будет.

      1. Здравствуйте. Имеет ли смысл покупать корректор для телескопа Synta 909 az3 при съёмке планет на камеру t7? Будет ли заметным на таком оборудовании работа корректора?

        1. Здравствуйте. Ответил в вк.

          Корректор работает на любом оборудовании, в том числе и при визуальных набюдениях
          Однако съемка планет на AZ3, с корректором дисперсии и небольшой матрицей сама по себе будет весьма трудоемка.
          Кроме того, задача корректора дисперсии — улучшить резкость синего канала. А в ахроматическом рефракторе как раз таки этот самый синий канал испорчен хроматизмом, который не правится корректором. Так что, думаю, смысла в покупке корректора особо нет

  10. Дмитрий

    1 Скажите, а помогает ли ADC для улучшения детализации при монохромной камере? Ясно, что она цветов не видит, но, как я понимаю, хроматизм должен «размывать» картинку, а эта штука должна его убирать. Нет ли у вас тестовых снимков часом?
    2 И если ADC полезен при монохромной съемке, возникает вопрос, как же его тогда настраивать, если через камеру цвета не видны? Можно ли настроиться с окуляром, а потом поставить камеру и перефокусироваться с ней, не трогая ADC?

    1. Здравствуйте.
      1. Я считаю, что поможет, но большей частью в синем канале. Красный\зеленый менее подвержены дисперсии.
      Сама дисперсия размывает картинку — в красном канале меньше, в синем канале больше. Тестовых снимков на монохромную камеру с колесом фильтров и ADC нет, но могу проверить при возможности.
      2. Настраивать при помощи цветной камеры, без установленного цветного фильтра. Можно, конечно, и с окуляром, но точность может быть недостаточной.

      1. Дмитрий

        Да, при возможности, сделайте, пожалуйста 60сек ser Юпитера на монохромную камеру без ADC и, с ADC. Тогда можно было бы увидеть именно влияние самого ADC и именно для монохромной матрицы. Дело в том, что у меня монохромная камера (ZWO ASI 120 MM-S) и я воюю с этим Юпитером с августа прошлого года.
        Когда и если у вас найдется возможность это сделать, скинете ссылочку на электронку?

  11. Гость

    Привет. Как кстате камера zwo224 себя показывает? Полностью оправдала ожидания? Фото дипа у вас и на ютубе с ней классные.

    Монохромные камеры не импользуете из-за экономии времени? 290мм вроде как лучшая по планетам сейчас.

    1. Камера хорошая. Более чувствительная, чем 120 МС, менее шумная. Однако у 224 МС выпусков до апреля 2016 года наблюдается сильная засветка от усилителя (amp glow).
      https://astronomy-imaging-camera.com/products/accessories/asi224-amp-glow-reduction-pcb-v1-3-upgrade-service/
      У камер после 2016 года эта проблема устранена. Увы, у меня один из первых выпусков камер, поэтому засветка от усилителя заметно мешает при съемке дипскаев, хотя и неплохо калибруется дарками.
      290 ММ интереснее именно монохромной матрицей и низким шумом. Цветная камера по планетам позволяет снимать цветные анимации вращения (не синтетические из WJ), ну и здорово экономит время. Однако 224 МС слабо видит в УФ диапазоне, тут надо монохром. У меня есть QHY5L-II Mono, однако у нее свои проблемы…
      Да и планеты сейчас сваливают, остается Луна, Солнце и Венера с Уранами\Нептунами.

      1. Гость

        Ну на 224 можно и дипы поснимать. У 290 обзор вроде хуже.
        А планеты вернуться.

        П.с. цветные камеры подкупают именно простотой и ценой. Хотя интереснее и продуктивнее конечно ч/б. Тут приходиться выбирать..или покупать ч/б и копить дальше или взять чветную и сразу на секономленые деньги приобрести ещё одну трубу)) (фильтры и колесо электронное — не бесплатное удовольствие).

        Кстате, можешь что-то об этой трубе сказать?
        http://www.astroshop.eu/omegon-apochromatic-refractor-ap-80-480-ed-triplet-ota/p,49627
        В качестве альтернативы (не заманы) моей celestron C8. Ну и при необходимости как гидирующая труба. Понравилось описание..и довольно светосильная.

        1. Жирновато будет на гид 🙂
          Как астрограф интересно, но надо бы еще полеспрямитель.
          Я бы от такой трубы не отказался.
          Можно еще в сторону квадруплетов глянуть, у них поле уже исправлено.

          1. Гость

            Что-то вроде такого?

            http://www.teleskop-express.de/shop/product_info.php/info/p6806_TS-Optics-Imaging-Star-70mm-f-6-78-QUADRUPLET-ED—Flatfield-Refractor—perfect-for-DSLR.html

            По качеству картинки схожие?
            Насчёт гида прав….этот более подойдёт наверно.

            http://www.astroshop.eu/zwo-telescope-ac-60-280-guiding-scope/p,48573

            Хотя подешевле должны быть наверно не хуже варианты.

          2. Абсолютли 🙂
            Сам поглядываю на квадрик, но 65 мм.
            Качество картинки — у квадруплета поле лучше, но светосила меньше.
            У обычного триплета поле хуже, но с редуктором-полеспрямителем светосила выше (обычно кратность 0.8х).

          3. Гость

            Посмотрел цену редуктора. Уж лучше квадрик сразу взять))
            Хоть в светосиле и проигрываешь, но кошелёк не резиновый))

  12. Михаил

    Намного интенсивность света падает при прохождение корректора, линзы и тд?

    1. Я не заметил падения интенсивности. Призмы маленькие и тонкие. Думаю, примерно как на линзе Барлоу.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × три =

 ДАЮ СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ МОИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, С ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ОЗНАКОМЛЕН 
Прокрутить вверх